ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 1
ИНСТРУКЦИЯ
МИНИМИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящая инструкция разработана на основе «Методологии
проведения оценки коррупционных рисков в деятельности
ФГУП «ГосНИИОХТ», утвержденной генеральным директором
ФГУП «ГосНИИОХТ» 28 июля 2016 года (ИР-ОтМК-350 «Методология
оценки коррупционных рисков»), с учетом требований Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее- 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее - 223-ФЗ).
1.2 В случае осуществления закупок в соответствии с 44-ФЗ,
223-ФЗ и стандартом организации СТО-ОтдК-37 «Положение о закупке
товаров, работ и услуг для нужд федерального государственного унитарного
предприятия «Государственный научно-исследовательский институт
органической химии и технологии», разработанным ФГУП «ГосНИИОХТ»
в соответствии с 223-ФЗ (статья 2), за исключением пунктов 12.1.3, 12.1.6,
12.1.7, 12.1.9(в), 12.1.13, 12.1.15, 12.1.16, 12.1.20(а), 12.1.21(б), 12.1.27,
12.1.28 указанного стандарта, минимизация коррупционных рисков,
возникающих в сфере закупок, обеспечивается выполнением требований
указанных законов.
1.3 В случае осуществления закупок в соответствии с пунктами 12.1.3,
12.1.6, 12.1.7, 12.1.9(в), 12.1.13, 12.1.15, 12.1.16, 12.1.20(а), 12.1.21(б), 12.1.27,
12.1.28 СТО-ОтдК-37 необходимо руководствоваться положениями
настоящей инструкции.
Контролируемая копия -
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 2
Документация, подтверждающая проведение указанных мероприятий
хранится в контрактной службе ФГУП «ГосНИИОХТ».
_________
Примечание: При использовании настоящей инструкции необходимо проверять
ссылочные документы. Если документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей
инструкцией следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2. КОРРУПЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗРЕЗЕ СТАДИЙ
ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА
Коррупционным рискам подвержены все стадии закупочного цикла,
среди которых можно выделить риски, возникающие на стадии:
- разработки и утверждения Положения о закупках, содержащего
условия закупки, оценки заявок, а также проведение иных процедур,
облегчающих (усложняющих) проведение процесса закупки;
- исследования предложений на рынке закупаемых товаров и услуг с
целью формирования условий, ограничивающих (расширяющих) круг
возможных поставщиков, перечень удовлетворяющих потребности товаров
(услуг), завышающих (занижающих) цену товара (услуги);
- размещения заказов и разработки технического задания, дающих
возможность необоснованно усложнить (упростить) условия определения
поставщика, устанавливать нереальные, трудновыполнимые требования,
условия, искусственно ограничивающие круг поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) по срокам, цене, объему, особенностям и
конкурентоспособности предмета закупок;
- рассмотрения заявок, позволяющие воспользоваться возможностями
установления дискриминаций (преференций) в отношении отдельных
поставщиков;
- заключения контракта (договора), допускающие необоснованное
изменение условий контракта (договора), заявленных на этапе конкурса,
необоснованный запрос необъявленных (недопустимых) документов,
необоснованный отказ в заключении контракта;
- администрирования контракта (договора), приемки продукции (услуг)
и гарантийного обслуживания предмета закупки, дающие возможность
обременения контракта (договора) дополнительными необъявленными
условиями, применения необоснованно жестких (мягких) или необъявленных
условий приемки продукции по контракту (договору), затягивание
предоставления информации, материалов, площадей и оборудования в целях
исполнения заказа.
С целью минимизации коррупционных рисков при разработке и
утверждении Положения о закупке, проект данного положения необходимо
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 3
рассмотреть на заседании Комиссии по противодействию коррупции и
урегулированию конфликта интересов в ФГУП «ГосНИИОХТ».
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКА
(ПРОДАВЦА) НА ПРЕДМЕТ НАЛИЧИЯ КОРРУПЦИОННОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
При осуществлении профилактики и мониторинга коррупционных
рисков, связанных с проведением закупок в независимости от вида,
приобретаемого товара (работы, услуги) и способа осуществления закупки
необходимо провести оценку поставщика (подрядчика, исполнителя) по
следующим позициям:
3.1 Уставные документы (устав и изменения к нему, свидетельства о
государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый
учет, в предусмотренным законом случаях - специальные допуски и
лицензии) для установления следующих фактов:
- сроков и круга полномочий представителя поставщика (подрядчика,
исполнителя);
- размера крупной сделки для поставщика (подрядчика, исполнителя);
- закрепленные уставными документами направления деятельности.
Подписание заведомо не имеющих юридическую силу договоров с
поставщиками (подрядчиками, исполнителями), то есть нарушающих
положения уставных документов и других документов поставщика
(подрядчика, исполнителя), в том числе подтверждающих полномочия
подписанта может свидетельствовать о наличии коррупционной
составляющей. Дополнительно следует удостовериться в наличии
действующей лицензии у поставщика (подрядчика, исполнителя) в
предусмотренных законом случаях. Органы, осуществляющие
лицензирование, публикуют на своих официальных сайтах перечень
организаций, имеющих действующие лицензии.
Особое внимание следует уделить анализу поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) с организационно-правовой формой в виде общества с
ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей в
связи с относительно низкими требованиями к раскрытию информации и
минимальному размеру уставного капитала.
3.2 Сведения об учредителях (выписка из ЕГРЮЛ)
3.3 Информация о благонадежности поставщика (продавца) из
открытых источников, в том числе с использованием сервисов федеральных
и региональных органов исполнительной власти, контролирующих и
надзорных органов, органов судебной власти:
- журнал «Вестник государственной регистрации» о принятых
решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из
ЕГРЮЛ;
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 4
- реестр недобросовестных поставщиков; наличие контрагента в базе
юридических лиц, связь с которым по указанному в ЕГРЮЛ адресу
отсутствует;
- открытие в отношении контрагента процедур ликвидации и
банкротства;
- наличие дисквалификации у лиц, входящих в состав исполнительных
органов контрагента, и намеревающихся подписать документы по сделке;
- сведения о наличии подозрительных признаков («массовый»
директор, учредитель или адрес организации).
Оценка поставщика проводится до заключения контракта или оплаты
счета. Оценка поставщика при приобретении сырья и материалов, техники,
машин и оборудования, а также нематериальных активов (за исключением
предметов искусства и роскоши) производится подразделением -
инициатором закупки в случае организации закупки самостоятельно или
отделом комплектации оборудования и материальных ресурсов (ОКОМР),
при подаче заявки инициатором закупки в ОКОМР. Оценка поставщика при
приобретении работ и услуг, а также недвижимого имущества производится
подразделением - инициатором закупки. Данные оценки фиксируются в
таблице (приложение А) и представляются «единой комиссии по
осуществлению закупок» или «комиссии по осуществлению закупок в
рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства» для
проверки. Таблица с оценкой поставщика прикладывается к протоколу
работы комиссий.
4. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ
ПРИОБРЕТЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Под совершением сделок по приобретению недвижимого имущества
понимаются сделки по покупке: земельных участков, жилых и нежилых
помещений, а также другого недвижимого имущества в соответствии со
статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особое внимание необходимо уделить классификации приобретаемого
объекта недвижимости в целях определения его рыночной стоимости.
Первичным источником оценки рыночной стоимости приобретаемого
объекта недвижимости является Отчет об оценке объекта оценки
независимого оценщика, проведенный в соответствии со статьей 11
Федерального закона от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации». Заключение сделки по
приобретению объектов недвижимости без проведения независимой оценки
является признаком наличия коррупционной составляющей. При этом отчет
об оценке объекта недвижимости не всегда отражает реальную рыночную
стоимость оцененного объекта, учитывая возможность участия независимого
оценщика в коррупционном сговоре.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 5
При осуществлении профилактики коррупционных рисков в данной
области и их мониторинге необходимо осуществить комплекс мероприятий:
4.1 Анализ наличия коррупционной составляющей при определении
цены объекта недвижимости, которая заключается в установлении
завышенной (заниженной) цены, существенно отличающейся от рыночной
цены аналогов с целью получения незаконного вознаграждения как от
продавца за установление завышенной цены на объект, так и с целью уплаты
продавцу незаконного вознаграждения официальными представителями
организации за установление заниженной цены на объект.
Оценка рыночной цены может быть проведена на основании
сопоставления предложений по ценам аналогичных объектов,
опубликованных в открытых источниках: в сети Интернет и специальных
периодических печатных изданиях, а также по кадастровой стоимости
объекта, указанной на официальном сайте Росреестра
http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.
4.2 Анализ наличия и содержания подробного описания объекта
покупки, включающие: состав и особенности инфраструктуры, фактическое
состояние объекта, рельеф (для земельного участка) и другие факторы,
оказывающие существенное влияние на его цену. Распространенным
коррупционным риском в подобной ситуации является умышленное
искажение или подача неполной информации о состоянии изношенности
инфраструктуры и, как следствие, необходимости осуществления
значительных капитальных вложений в ее ремонт и восстановление.
Для установления наличия коррупционной составляющей в случае
отсутствия подробного описания объекта недвижимости целесообразно
привлечь независимого оценщика. В отдельных случаях сформировать
комиссию из специалистов различного профиля для оценки состояния
объекта и его инфраструктуры на месте.
4.3 Анализ условий и порядка передачи недвижимого имущества
покупателю. Необходимо проанализировать установленные договором
купли-продажи сроки и условия передачи объекта покупателю на предмет
наличия существенной отсрочки или несоответствия интересам покупателя.
Распространенным коррупционным риском являются наличие не
оговоренной в договоре задолженности по коммунальным и другим
платежам, а также необходимости очистки от промышленного мусора и
химических загрязнений, затраты по ликвидации которых в конечном итоге
возлагаются на покупателя.
4.4 Анализ порядка расчетов на предмет наличия в договоре
необоснованных условий по выплате аванса в полном размере от стоимости
сделки или его существенной части, установленной договором в целях
получения незаконного вознаграждения официальным представителем
покупателя от продавца.
До заключения контракта на приобретение недвижимого имущества
проводятся мероприятия по минимизации коррупционных рисков в
соответствии с таблицей, представленной в приложении Б. Документы,
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 6
подтверждающие проведение мероприятий представляются исполнителями
секретарю единой комиссии по осуществлению закупок, который заполняет
таблицу (приложение Б) и представляет документы на рассмотрение данной
комиссии. Хранение данных документов осуществляет контрактная служба.
5. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ
ПРИОБРЕТЕНИИ ТЕХНИКИ, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ, А
ТАКЖЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА И РОСКОШИ)
Под совершением сделок по приобретению машин и оборудования, а
также нематериальных активов (за исключением предметов искусства и
роскоши) понимаются сделки по покупке: производственного и
вспомогательного оборудования, электроники, машин и механизмов,
транспортных средств, программного обеспечения, другого оборудования и
нематериальных активов.
В рамках мониторинга и профилактики коррупционных рисков при
приобретении техники, машин и оборудования, а также нематериальных
активов (за исключением предметов искусства и роскоши) необходимо
осуществить комплекс мероприятий:
5.1 Анализ наличия коррупционной составляющей при определении
цены данного движимого имущества (нематериальных активов) или
установлении начальной (максимальной) цены контракта, которая
заключается в установлении завышенной цены, существенно отличающейся
от рыночной цены аналогов с целью получения незаконного вознаграждения
от поставщика за покупку объекта движимого имущества (нематериальных
активов) по завышенной цене.
Оценка рыночной цены может быть проведена на основании
сопоставления предложений по ценам аналогичных объектов,
опубликованных в открытых источниках в сети Интернет и специальных
периодических печатных изданиях. В отдельных случаях целесообразно
запросить прейскурант у производителей (разработчиков) или официальных
дилеров продукции;
5.2 Анализ наличия и содержания подробного описания объектов
покупки, включающие: технические характеристики (программные
возможности) и состав комплектации. Особое внимание следует уделить
определению производственной необходимости закупки и целесообразности
выбора уровня, качества и состава комплектации объектов, соответствия
стоимости объектов по параметру «цена-качество» наиболее выгодным
предложениям рынка.
Распространенным коррупционным риском в подобной ситуации
является покупка объектов с техническими характеристиками
(программными возможностями) и составом комплектации, включающей в
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 7
том числе уникальные опции, находящиеся за рамками разумной
необходимости, что приводит к необоснованному удорожанию как самих
объектов, так и стоимости их владения.
5.3 Анализ условий и порядка передачи движимого имущества
(нематериальных активов) покупателю, условий проведения монтажных и
пуско-наладочных работ (установки), а также условий гарантийного и
сервисного обслуживания. Необходимо проанализировать установленные
договором купли-продажи перечисленные выше условия на предмет
соответствия их интересам покупателя.
Распространенным коррупционным риском является ухудшение
условий гарантийного и сервисного обслуживания или отсутствие таких
условий в договоре. Также необходимо установить, были ли осуществлены
силами поставщика монтажные и пуско-наладочные работы (установка),
предусмотренные договором.
5.4 Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованных
условий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или его
существенной части, установленной договором в целях получения
незаконного вознаграждения официальным представителем покупателя от
продавца.
В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимости
объектов движимого имущества и нематериальных активов необходимо
выбрать три рыночных предложения по продаже объектов максимально
схожих с объектом сделки. Данную информацию можно получить из
открытых источников в сети Интернет на официальных сайтах
производителей и дилеров (продавцов), в специальных периодических
печатных изданиях, из интернет-ресурса «Из рук в руки» или других
открытых источников информации. Для уточнения ценовых предложенной
целесообразно установить контакты с продавцами.
Для расчета соответствия условий анализируемой сделки купли-
продажи рыночным условиям применяется формула:
Kc = (C1+C2+C3)/3
, где:
Kc коэффициент соответствия цены объекта движимого имущества или
нематериального актива рыночным условиям;
Ca цена объекта движимого имущества или нематериального актива по
анализируемой сделке, руб.;
C1, C2, C3 рыночные предложения по цене аналогичных объектов движимого
имущества или нематериального актива, руб.
Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки по
купле-продаже объектов движимого имущества и нематериальных активов
может свидетельствовать значение Kc в пределах:
0,95 ≤ Kс ≤ 1,05.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 8
До заключения контракта на приобретение на приобретение техники,
машин и оборудования, а также нематериальных активов (за исключением
предметов искусства и роскоши) проводятся мероприятия по минимизации
коррупционных рисков в соответствии с таблицей, представленной в
приложении В. Документы, подтверждающие проведение мероприятий
представляются исполнителями секретарю единой комиссии по
осуществлению закупок, который заполняет таблицу (приложение В) и
представляет документы на рассмотрение данной комиссии. Хранение
данных документов осуществляет контрактная служба.
6. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ
ПРИОБРЕТЕНИИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ
Под совершением сделок по приобретению сырья и материалов
понимаются сделки по покупке: комплектующих, полуфабрикатов, сырья, а
также других изделий и материалов для производственных, хозяйственных
нужд и проведения строительных работ.
При мониторинге и профилактике коррупционных рисков, связанных с
закупкой сырья и материалов необходимо осуществить комплекс
мероприятий:
6.1 Анализ наличия коррупционной составляющей при определении
цены единицы продукции, в том числе взятой за основу при расчете
начальной (максимальной) цены контракта (договора). Коррупционный риск
заключается в установлении завышенной (заниженной) цены, существенно
отличающейся от рыночной цены аналогов, с целью получения незаконного
вознаграждения от поставщика за покупку продукции по завышенной цене.
Оценка рыночной цены может быть проведена на основании
сопоставления предложений по ценам аналогичной продукции,
опубликованных в открытых источниках в сети Интернет и специальных
периодических печатных изданиях. В отдельных случаях целесообразно
запросить прейскурант у производителей или ведущих оптовых продавцов
продукции.
Распространенным коррупционным риском является установление
заниженной цены в целях закупки сырья и материалов у фирм-однодневок
без осуществления фактической поставки продукции (товара) против
произведенного платежа.
6.2 Анализ наличия и содержания подробного описания технических и
качественных характеристик приобретаемой продукции разрезе
наименований или товарных групп). Особое внимание следует уделить
определению производственной и хозяйственной необходимости закупки и
целесообразности выбора ее качественных характеристик и соответствия
стоимости объектов по параметру «цена-качество» наиболее выгодным
предложениям рынка.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 9
Распространенным коррупционным риском в подобной ситуации
является покупка объектов с качественными характеристиками,
находящимися за рамками разумной необходимости, что приводит к
необоснованному удорожанию продукции, так и, возможно, стоимости
переработки и хранения. Кроме того, в целях получения незаконного
вознаграждения от поставщика, ответственный представитель покупателя
может принять продукцию не соответствующего договору качества, а также
просроченные и бракованные изделия.
6.3 Анализ необходимости и целесообразности объемов произведенной
закупки, которые должны находится в рамках технологических и разумных
потребностей производственного цикла. Коррупционным риском в данном
случае является закупка объемов продукции в объемах выше имеющейся
необходимости в целях получения незаконного вознаграждения от
поставщика.
6.4 Анализ условий и порядка поставки продукции покупателю, а
также условий гарантийного и сервисного обслуживания (для
комплектующих) и гарантии по другим позициям сырья и материалов.
Необходимо проанализировать установленные договором купли-продажи
перечисленные выше условия на предмет соответствия их интересам
покупателя. Распространенным коррупционным риском является ухудшение
условий гарантийного и сервисного обслуживания или отсутствие таких
условий в договоре.
6.5 Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованных
условий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или его
существенной части, установленной договором, в целях получения
незаконного вознаграждения официальным представителем покупателя от
продавца.
В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимости
сырья и материалов необходимо выбрать три рыночных предложения по
продаже объектов максимально схожих с объектом сделки. Данную
информацию можно получить в том числе из открытых источников в сети
Интернет на официальных сайтах производителей и дилеров (продавцов), в
специальных периодических печатных изданиях, из интернет - ресурса «Из
рук в руки» или других открытых источников информации. Для уточнения
ценовых предложенной целесообразно установить контакты с продавцами,
на сайте ЕИС (единая информационная система).
Для расчета соответствия условий анализируемой сделки купли-
продажи рыночным условиям для закупок, проводимых в соответствии с
№223-ФЗ применяется формула:
Kc = (C1+C2+C3)/3
, где:
Kc коэффициент соответствия цены сырья и материалов рыночным условиям;
Ca цена за единицу измерения сырья атериалов) по анализируемой сделке,
руб./ед.;
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 10
C1, C2, C3 рыночные предложения цены единицы измерения аналогичного сырья
(материалов), руб./ед.
Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки по
купле-продаже сырья (материалов) может свидетельствовать значение Kc в
пределах:
0,95 ≤ Kс ≤ 1,05.
При проведении закупок в соответствии с №44-ФЗ, оценка их
соответствия рыночным условиям производится в соответствии со статьей
22 указанного закона.
До заключения контракта на приобретение на сырья и материалов
проводятся мероприятия по минимизации коррупционных рисков в
соответствии с таблицей, представленной в приложении Г. Документы,
подтверждающие проведение мероприятий представляются исполнителями
секретарю единой комиссии по осуществлению закупок, который заполняет
таблицу (приложение Г) и представляет документы на рассмотрение данной
комиссии. Хранение данных документов осуществляет контрактная служба.
7. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ
ПРИОБРЕТЕНИИ РАБОТ И УСЛУГ
Работы и услуги, выступая в качестве объекта закупок, несут наиболее
высокие коррупционные риски. Высокие коррупционные риски при
осуществлении закупок работ и услуг обусловлены сложностью, а в
некоторых случаях невозможностью, оценки их справедливой рыночной
стоимости, а также в некоторых случаях сложностью проверки и
подтверждения как качества, так и самого факта проведения работ (оказания
услуг). Следовательно, наиболее уязвимыми с коррупционной точки зрения
являются все разновидности консалтинга, проведение научно-
исследовательских, строительно-монтажных работ, образовательные услуги.
В рамках мониторинга коррупционных рисков необходимо провести:
7.1 Анализ наличия коррупционной составляющей при определении
цены работы (услуги), в том числе взятой за основу при расчете начальной
аксимальной) цены контракта (договора). Коррупционный риск
заключается в установлении завышенной цены, существенно отличающейся
от рыночной цены аналогов с целью получения незаконного вознаграждения
от поставщика за покупку услуги (работы) по завышенной цене.
Определить справедливую рыночную стоимость работ (услуг),
особенно если услуга (услуга) является нестандартной, затруднительно. В
отдельных случаях прейскуранты цен организаций, оказывающих
аналогичные услуги (работы), могут являться ориентиром рыночной
стоимости работ (услуг).
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 11
Ключевым механизмом проверки стоимости услуг абот) является
определение целесообразности и эффективности применения результатов,
выполненных работ (оказанных услуг) в деятельности заказчика.
Распространённым коррупционным риском является закупка
образовательных и тренинговых услуг, договорная цена которых
многократно превышает их расчетную стоимость, исходя из затрат на оплату
труда преподавателей, аренду помещений и техники и прочих накладных
расходов.
Велик риск коррупционных нарушений при выполнении проектно-
изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
строительно-монтажных работ, реальную стоимость которых затруднительно
определить используя метод сопоставления с аналогами. Распространенным
коррупционным риском является привлечение к выполнению таких работ, в
том числе посредством проведения конкурса, подведомственных или
аффилированных организаций в целях получения незаконного
вознаграждения за предоставленный заказ.
7.2 Анализ наличия и содержания подробного технического задания и
проектно-сметной документации, ожидаемых результатов от проведения
работы (оказания услуги). Особое внимание следует уделить определению
производственной и хозяйственной необходимости закупки и
целесообразности выбора ее качественных характеристик и соответствия
стоимости работ(услуг) по параметру «цена-качество» наиболее выгодным
предложениям рынка, в случае их наличия. Распространенным
коррупционным риском в подобной ситуации является заказ работ (услуг) с
качественными характеристиками, находящимися за рамками разумной
необходимости, что приводит к их необоснованному удорожанию. Кроме
того, в целях получения незаконного вознаграждения от поставщика
(исполнителя), ответственный представитель заказчика (покупателя) может
принять работы объема и качества не соответствующего договору.
7.3 Анализ необходимости и целесообразности осуществления закупки
работ (услуг). В данном случае может возникнуть две коррупционные
составляющие: закупка работ (услуг), в которых заказчик не испытывает
необходимости, оценивая результаты по формальному признаку; оплата
работ (услуг), которые фактически не были оказаны (проведены).
Для минимизации данных коррупционных рисков необходимо
ознакомится или запросить у ответственного структурного подразделения
организации подробное обоснование производственной необходимости
осуществления закупки соответствующих работ (услуг).
Далее необходимо проверить наличие актов приема-передачи работ и
проанализировать их соответствие условиям договора.
Кроме того, необходимо установить факт проведения работ (оказания
услуг). В случае проведения анализа сделки на выполнение проектно-
изыскательских, строительно-монтажных, научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ необходимо сформировать комиссии из
соответствующих специалистов для проведения контрольного обмера (при
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 12
анализе объемов выполненных строительно-монтажных работ) или оценки
качества других работ.
7.4 Анализ установленных договором условий и порядка привлечения
субподрядчиков (соисполнителей) для проведения работ (оказания услуг), а
также наличие факта привлечения субподрядчиков (соисполнителей).
Распространенным коррупционным риском в данной сфере является вывод
денежных средств в целях получения незаконного вознаграждения
должностным лицом заказчика через субподрядчика (соисполнителя). В
данном случае субподрядчик (соисполнитель) может являться
аффилированным лицом с должностным лицом заказчика и может не
участвовать непосредственно в исполнении работ (оказании услуг).
7.5 Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованных
условий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или его
существенной части, установленной договором в целях получения
незаконного вознаграждения официальным представителем покупателя от
продавца. При этом необходимо учитывать специфику оказываемых услуг,
например, выплата разумного по срокам и объемам аванса при проведении
проектно-изыскательских, строительно-монтажных, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ является оправданной и
общеприменимой практикой.
В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимости
работ и услуг с учетом отсутствия похожих предложений на рынке в виду его
значительной сегментации, необходимо выбрать не менее трех организаций
любой формы собственности, осуществляющих деятельность на рынке
анализируемых работ и услуг. Организации можно выбрать в открытых
источниках в сети Интернет или в других открытых источниках информации.
Для уточнения ценовых предложений целесообразно установить контакты с
выбранными организациями в целях получения информации об
предварительной оценочной стоимости работ (услуг) аналогичных
анализируемым.
Для расчета соответствия условий анализируемой сделки рыночным
применяется формула:
Kc = (C1+C2+C3)/3
, где:
Kc коэффициент соответствия стоимости работ (услуг) рыночным условиям;
Ca цена работ и услуг по анализируемой сделке, руб.;
C1, C2, C3 рыночные предложения цены за выполнение аналогичных работ
(услуг), руб.
Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки по
купле-продаже сырья (материалов) может свидетельствовать значение Kc в
пределах:
0,85 ≤ Kс ≤ 1,25.
При проведении закупок в соответствии с №44-ФЗ, оценка их
соответствия рыночным условиям производится в соответствии со статьей
22 указанного закона.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 13
До заключения контракта на выполнение работ и услуг проводятся
мероприятия по минимизации коррупционных рисков в соответствии с
таблицей, представленной в приложении Д. Документы, подтверждающие
проведение мероприятий представляются исполнителями секретарю единой
комиссии по осуществлению закупок, который заполняет таблицу
(приложение Д) и представляет документы на рассмотрение данной
комиссии. Хранение данных документов осуществляет контрактная служба.
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
Во всех случаях нарушения условий договоров со стороны
контрагентов ФГУП «ГосНИИОХТ» должен предпринять меры в целях
возмещения причиненного ущерба, в том числе через суд. Непринятие мер по
взысканию ущерба может свидетельствовать о наличии коррупционной
составляющей.
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начальник управления кадров, оплаты
труда и правового обеспечения
Начальник управления материально-
технического обеспечения и
хозяйственной деятельности
Начальник управления
по экономическому развитию
Главный бухгалтер
Начальник отделения координации
Начальник контрактной службы
Начальник отдела менеджмента качества
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 14
Приложение А
(обязательное)
Оценка поставщика (соисполнителя, субподрядчика)
___________________________________________________
(название организации)
__________________________________________________________________________________
(поставляемый товар (услуга)
п/п
Показатель оценки
Исполнитель
Отметка о
выполнении
1.
Уставные документы (устав и изменения к нему,
свидетельства о государственной регистрации,
свидетельство о постановке на государственный учет, в
предусмотренным законом случаях - специальные
допуски и лицензии) для установления следующих
фактов:
В соответствии с
разделом 3
- сроков и круга полномочий представителя поставщика
- объема крупной сделки для поставщика
2.
Наличие действующей лицензии у поставщика в
предусмотренных законом случаях.
В соответствии с
разделом 3
3.
Сведения об учредителях поставщика (продавца)
(выписка из ЕГРЮЛ).
В соответствии с
разделом 3
4.
Информация о благонадежности поставщика (продавца)
из открытых источников, в том числе с использованием
сервисов федеральных и региональных органов
исполнительной власти, контролирующих и надзорных
органов, органов судебной власти:
В соответствии с
разделом 3
- журнал «Вестник государственной регистрации» о
принятых решениях о предстоящем исключении
недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- реестр недобросовестных поставщиков; наличие
контрагента в базе юридических лиц, связь с которым по
указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует;
- открытие в отношении контрагента процедур
ликвидации и банкротства;
5.
Поставщик (продавец) является:
В соответствии с
разделом 3
- производителем приобретаемых товаров и услуг
- оптовым поставщиком (собственником имущества)
Рассмотрено и одобрено Единой комиссией по осуществлению закупок ФГУП "ГосНИИОХТ"
Протокол заседания от "_____"___________20___г. №____
Секретарь _____________ ______________
(подпись) (ФИО)
"____"__________20___г.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 15
Приложение Б
(обязательное)
Мероприятия по минимизации риска,
возникающего при приобретении недвижимого имущества
__________________________________________________________________
(приобретаемое недвижимое имущество)
__________________________________________________________________
(наименование поставщика (продавца)
п/п
Исполнитель
Отметка о
выполнении
1.
Отчет
Вх.№.....от........
2.
Подразделение
- инициатор
закупки
или ОКОМР
Заключение на
имя генерального
директора
3.
Подразделение
- инициатор
закупки
Служебная
записка
от______
№____
4.
Единая
комиссия по
осуществлению
закупок
Протокол
от______
№___
5.
Комиссия,
утвержденная
приказом
генерального
директора
Протокол
от______
№___
6.
Отдел правового
обеспечения
Служебная
записка
от______
№____
7.
Отдел правового
обеспечения
Служебная
записка
от______
№____
Рассмотрено и одобрено Единой комиссией по осуществлению закупок ФГУП "ГосНИИОХТ"
Протокол заседания от "_____"___________20___г. №____
Секретарь _____________ ______________
(подпись) (ФИО)
"____"__________20___г.
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 16
Приложение В
(обязательное)
Мероприятия по минимизации риска, возникающего при приобретении техники,
машин и оборудования, а также нематериальных активов
(за исключением предметов искусства и роскоши)
__________________________________________________________________
(приобретаемая техника, машины, оборудование или нематериальные активы)
__________________________________________________________________
(наименование поставщика (продавца)
п/п
Мероприятия
Исполнитель
Отметка о
выполнении
1.
Оценка рыночной цены на основании сопоставления
трех рыночных предложений по продаже объектов
максимально схожих с объектом сделки (где это
возможно).
Kc = (C1+C2+C3)/3
Cа
Подразделение-
инициатор
закупки
или ОКОМР
Kc =
0,95 ≤ Kс ≤ 1,05
Заключение на
имя генерального
директора
2.
Разработка подробного описания объекта покупки,
включающие: технические характеристики
(программные возможности) и состав комплектации
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная
записка №____
3.
Анализ наличия и содержания подробного описания
объекта покупки, включающие: технические
характеристики (программные возможности) и состав
комплектации
Единая комиссия
по осуществлению
закупок
Протокол
от_______
№___
4.
Разработка условий и порядка передачи движимого
имущества (нематериальных активов) покупателю,
условий проведения монтажных и пуско-наладочных
работ (установки), а также условий гарантийного и
сервисного обслуживания
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная
записка
от_______
№____
5.
Анализ условий и порядка передачи движимого
имущества (нематериальных активов) покупателю,
условий проведения монтажных и пуско-наладочных
работ (установки), а также условий гарантийного и
сервисного обслуживания
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная
записка
от_______
№____
6.
Обоснование порядка расчетов на предмет наличия
необоснованных условий по выплате аванса
Подразделение-
инициатор
закупки
7.
Анализ порядка расчетов на предмет наличия в
договоре необоснованных условий по выплате аванса
Единая комиссия
по осуществлению
закупок
Рассмотрено и одобрено (п.1-5) Единой комиссией по осуществлению закупок
ФГУП "ГосНИИОХТ"
Протокол заседания от "_____"___________20___г. №____
Секретарь _____________ ______________
(подпись, дата) (ФИО)
*п.6 и 7 заполняется после исполнения обязательств по сделке
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 17
Приложение Г
(обязательное)
Мероприятия по минимизации риска, возникающего при приобретении
сырья и материалов
__________________________________________________________________
(приобретаемое сырье или материалы)
__________________________________________________________________
(наименование поставщика (продавца)
п/п
Мероприятия
Исполнитель
Отметка о
выполнении
1.
Оценка рыночной цены на основании сопоставления
трех рыночных предложений по продаже объектов
максимально схожих с объектом сделки (где это
возможно).
Kc = (C1+C2+C3)/3
Cа
Подразделение-
инициатор
закупки
или ОКОМР
Kc =
0,95 ≤ Kс ≤ 1,05.
Заключение на имя
генерального
директора
2.
Подробное описание технических и качественных
характеристик приобретаемой продукции
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от______№___
3.
Анализ наличия и содержания подробного описания
технических и качественных характеристик
приобретаемой продукции
Контрактная
служба
Служебная записка
от______№___
4.
Обоснование необходимости и целесообразности
объемов произведенной закупки
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от______№___
5.
Анализ необходимости и целесообразности объемов
произведенной закупки
Единая комиссия
по осуществлению
закупок
Протокол
от_______№___
6.
Обоснование условий и порядка поставки продукции
покупателю, а также условий гарантийного и
сервисного обслуживания (для комплектующих) и
гарантии по другим позициям сырья и материалов.
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от______№___
7.
Анализ условий и порядка поставки продукции
покупателю, а также условий гарантийного и
сервисного обслуживания (для комплектующих) и
гарантии по другим позициям сырья и материалов.
ОКОМР
Служебная записка
от______№___
8.
Обоснование порядка расчетов на предмет наличия
необоснованных условий по выплате аванса
Подразделение-
инициатор
закупки
*
9.
Анализ порядка расчетов на предмет наличия
необоснованных условий по выплате аванса
Единая комиссия
по осуществлению
закупок
*
Рассмотрено и одобрено (п.1-7) Единой комиссией по осуществлению закупок
ФГУП "ГосНИИОХТ"
Протокол заседания от "_____"___________20___г. №____
Секретарь _____________ ______________
(подпись, дата) (ФИО)
*п.8 и 9 заполняется после исполнения обязательств по сделке
ИР-ОтМК-714-2021
Редакция 4 18
Приложение Д
(обязательное)
Мероприятия по минимизации риска, возникающего при приобретении
работ и услуг
__________________________________________________________________
(приобретаемая работа или услуга)
__________________________________________________________________
(наименование поставщика (продавца)
п/п
Мероприятия
Исполнитель
Отметка о
выполнении
1.
Оценка приблизительной стоимости работ и услуг
на основании сопоставления не менее трех
организаций (где это возможно), оказывающих
аналогичные услуги (работы)
Kc = (C1+C2+C3)/3
Cа
Подразделение-
инициатор
закупки
Kc =
0,85 ≤ Kс ≤ 1,25
Заключение на
имя генерального
директора
2.
Подробное обоснование производственной
необходимости осуществления закупки
соответствующих работ (услуг).
Определение целесообразности и эффективности
применения результатов, выполненных работ
(оказанных услуг)
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от_______№____
3.
Разработка подробного технического задания и
проектно-сметной документации, ожидаемых
результатов от проведения работы (оказания
услуги).
Подразделение-
инициатор
закупки
Проект ТЗ от
"___"_____20__г.
4.
Анализ необходимости и целесообразности
осуществления закупки работ (услуг).
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от_______№____
5.
Анализ наличия и содержания подробного
технического задания и проектно-сметной
документации, ожидаемых результатов от
проведения работы (оказания услуги).
Единая комиссия
по осуществлению
закупок
Протокол
от________№___
6.
Анализ установленных договором условий и
порядка привлечения субподрядчиков
(соисполнителей) для проведения работ (оказания
услуг)
Подразделение-
инициатор
закупки
Служебная записка
от_______№____
7.
Анализ наличие факта привлечения
субподрядчиков (соисполнителей) в том числе
проведение анализа сделки комиссией из
соответствующих специалистов для проведения
контрольного обмера (при анализе объемов
выполненных строительно-монтажных работ
(СМР) или оценки качества других работ
"Комиссия..."
(для СМР)
Секция
Ученого совета
(для НИОКР)
Протокол
от________№___
Протокол
от________№___
8.
Проверка наличия актов приема-передачи работ и
анализ их соответствия условиям договора.
Контрактная
служба
*
9.
Анализ порядка расчетов на предмет наличия
необоснованных условий по выплате аванса
Контрактная
служба
*
Рассмотрено и одобрено (п.1-6) Единой комиссией по осуществлению закупок
ФГУП "ГосНИИОХТ"
Протокол заседания от "_____"___________20___г. №____
Секретарь _____________ ______________
(подпись, дата) (ФИО)
*п.7, 8 и 9 заполняется после исполнения обязательств по сделке